Комплексное внедрение информационно-технических инженерных систем
Проект

Международный аэропорт «Казань»

18
решений


Международный аэропорт Казань располагает тремя терминалами, более чем пятьюдесятью стояночными местами для воздушных судов и двумя взлётно-посадочными полосами протяжённостью 2,5 и 3,75 км.

В 2008 году началась масштабная реконструкция комплекса зданий аэропорта в рамках подготовки к проведению Универсиады—2013. В этом сложном многоэтапном проекте потребовались услуги опытного системного интегратора, ориентирующегося в отечественной нормативной базе и знакомого со спецификой данной отрасли.

Инвестор, заказчик и исполнители

Концепцию реконструкции аэропорта первоначально разработала немецкая компания Fraport AG, а подряд на разработку проектной документации получила болгарская компания. Для сопровождения и адаптации проекта к российской нормативной базе был привлечён специализированный проектный институт — АО «Казанский Гипронииавиапром», осуществлявший в 2003—2004 гг. разработку и сопровождение проекта строительства Терминала 2 в рамках подготовки к проведению празднования 1000-летия г. Казани в 2005 г.

Основным проектировщиком и исполнителем по всей совокупности информационных и технических систем аэропорта была выбрана компания «Параллакс», имеющая опыт выполнения работ в ряде аэропортов республики (Бугульма, Нижнекамск) и оснащения пограничных пунктов пропуска, а также активно участвующая в работе отраслевых ассоциаций «Аэропорт» и «Транспортная безопасность». Специалисты компании принимали участие в проектировании и строительстве Терминала 2 Международного аэропорта Казань в 2004—2005 гг. В проекте модернизации аэропорта успешное сотрудничество было решено продолжить.

Ход проекта

Специалисты ООО «Параллакс» взяли на себя разработку технического задания и проектной документации на весь комплекс информационно-технических систем Международного аэропорта Казань. Разработанная документация была согласована со всеми службами аэропорта и государственными контролирующими органами. В ходе исполнения проекта ряд решений верхнего уровня неоднократно подвергался существенным изменениям, к примеру, вопрос об установке на объекте телетрапов для посадки в воздушное судно. Все эти изменения выливались в масштабные переделки всего комплекта проектной документации, однако специалисты справились с этими сложностями, не нарушив сроки сдачи проекта.

В начале проекта основным инвестором выступила болгарская инвестиционно-управляющая компания, но на этапе реализации стали происходить задержки финансирования, что поставило проект на грань срыва. Руководство Республики Татарстан приняло решение сменить инвестора и продолжить финансирование из республиканского бюджета. Генеральным проектировщиком стал ОАО «Казанский Гипронииавиапром», а генеральным подрядчиком – турецкая компания Monotek.

Расширение проекта

Для обслуживания международных рейсов в новом терминале предстояло открыть воздушный пункт пропуска через государственную границу. ­В этой части проекта, заказчиком которого выступило ФГКУ «Росгранстрой», компания «Параллакс» выступила в качестве разработчика и реализатора. Главный вызов состоял в том, чтобы эффективно увязать между собой ведомственные требования организаций, совместно эксплуатирующих ВПП — Пограничной службы ФСБ России, Федеральной таможенной службы, Роспотребнадзора, Россельхознадзора и других — к системам связи, безопасности и обеспечения рабочих процессов. Согласование соответствующих разделов проекта проводилось на трёх уровнях ведомственного управления — территориальном (Казань), региональном (Саратов, Самара, Нижний Новгород) и федеральном (Москва).

04

Сложности, возникшие во время исполнения проекта

  • Часть системы, спроектированная зарубежными специалистами, не была адаптирована к российской нормативной базе. Для решения этого вопроса пришлось обращаться напрямую к производителям. В частности, разработчики компании Honeywell были поставлены перед необходимостью частичной переделки программного обеспечения противопожарной системы.
  • В ряде технологических помещений (серверные, кроссовые) проектная документация на строительство не предполагала капитальных стен и перекрытий. Потребовалось оперативное проектирование, изготовление и монтаж несущих конструктивных элементов, обеспечивающих надлежащее крепление элементов системы автоматического пожаротушения.
  • Модернизация сети телефонной связи должна была быть проведена при полном сохранении работоспособности существующего сегмента телефонной сети. Основная сложность перевода объекта на новую систему связи состояла в сопряжении новой АТС с существующей АТС другого производителя в составе единой сети.
  • Разработанные иностранным проектировщиком ключевые архитектурно-строительные решения, реализованные при строительстве Терминала 1А аэропорта, не соответствовали требованиям, предъявляемым к служебным помещениям Пограничной службы ФСБ России. Подобные проблемы, возникшие в ряде крупнейших аэропортов страны, были решены за счёт выноса помещений ПС ФСБ из пассажирских терминалов в отдельные здания. Для заказчика такое развитие ситуации являлось нежелательным.
05

Результаты проекта и выгоды заказчика

  • Технически обоснованный и экономически оптимизированный выбор системных решений и компонентов для всего комплекса решаемых на объекте задач.
  • Устойчивая и надёжная работа всех систем на объекте.
  • Высокое качество исполнения работ, техническое сопровождение и гарантийное обслуживание со стороны исполнителя.
  • Высокая квалификация специалистов, дружественный подход и внимание к нуждам заказчика, знание отраслевой специфики и ведомственных особенностей организаций-пользователей систем.
  • Благодаря совместной работе специалистов ООО «Параллакс» и ОАО «Казанский Гипронииавиапром» с представителями ФСБ России, в аэропорту удалось создать воздушный пункт пропуска, соответствующий всем ведомственным требованиям и при этом не требующий выноса ВПП в отдельное здание. Некоторые решения, разработанные в ходе этого сотрудничества, явились уникальными и согласовывались на федеральном уровне.
06

Благодарности

  • Мы прекрасно сработались с командой ООО «Параллакс», выполнившей колоссальный объём работ на нашем объекте. И, конечно, очень важным здесь явилось знание специалистами компании специфики деятельности аэропортов и способность вникнуть во все тонкости рабочих процессов и взаимоотношений различных служб на объекте. Системы, установленные и интегрированные ООО «Параллакс» в нашем аэропорту, работают надёжно и без сбоев. Это сотрудничество принесло пользу обеим сторонам.

Алексей Старостин,

Генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Казань»

  • Международный аэропорт Казань — один из самых удобных и продуманных с точки зрения организации работы и технического оснащения объектов такого рода. С точки зрения специфики нашей службы, здесь учтено практически всё. Этому способствовало плотное и продуктивное общение представителей нашего ведомства с системными интеграторами — компанией ООО «Параллакс». Они приложили максимум усилий к тому, чтобы наша работа стала максимально удобной и эффективной.

Олег Тарабрин,

Начальник Контрольно-пропускного пункта «Казань-аэропорт» Пограничной службы ФСБ России

Придумаем,
как решить вашу задачу