Международный аэропорт «Казань»

История успеха: Международный аэропорт Казань (PDF)

Международный аэропорт Казань расположен в 28 километрах от столицы Республики Татарстан. Объект впервые введён в строй в 1979 году. На сегодняшний день он располагает тремя терминалами, более чем пятьюдесятью стояночными местами для воздушных судов и двумя взлётно-посадочными полосами протяжённостью 2,5 и 3,75 км. Общая площадь зданий пассажирских терминалов превышает 50 тысяч квадратных метров. Аэропорт связан воздушными линиями с Уралом, Поволжьем, Сибирью, Крымом, центральными районами России. Пропускная способность терминалов в настоящий момент превышает 2,5 миллиона пассажиров в год; доля пассажиров международных авиалиний здесь составляет до 40%. Международные перевозки пассажиров и грузов осуществляются по направлениям: страны Ближнего Востока, Германия, Турция и др.

В 2008 году началась масштабная реконструкция комплекса зданий аэропорта в рамках подготовки к проведению Универсиады—2013. В этом сложном многоэтапном проекте потребовались услуги опытного системного интегратора, ориентирующегося в отечественной нормативной базе и знакомого со спецификой данной отрасли.

иллюстрации:

1

В 2012 году Международный аэропорт Казань обработал свыше 20 тысяч взлётов-посадок и обслужил без малого полтора миллиона пассажиров.

 

2

Терминал 1А Международного аэропорта Казань. Открыт 17 декабря 2012 года. Площадь сооружения составляет 20 тысяч квадратных метров, пропускная способность терминала — 1,2 миллиона пассажиров в год. В терминале предусмотрено 19 стоек регистрации, 6 кабин паспортного контроля и 4 телетрапа.

 

Инвестор, заказчик и исполнители

Концепцию реконструкции аэропорта первоначально разработала немецкая компания Fraport AG, а подряд на разработку проектной документации получила болгарская компания. Для сопровождения и адаптации проекта к российской нормативной базе был привлечён специализированный проектный институт — ОАО «Казанский Гипронииавиапром», осуществлявший в 2003—2004 гг. разработку и сопровождение проекта строительства Терминала 2 в рамках подготовки к проведению празднования 1000-летия г. Казани в 2005 г.

 

Основным проектировщиком и исполнителем по всей совокупности информационных и технических систем аэропорта была выбрана компания «Параллакс», имеющая опыт выполнения работ в ряде аэропортов республики (Бугульма, Нижнекамск) и оснащения пограничных пунктов пропуска, а также активно участвующая в работе отраслевых ассоциаций «Аэропорт» и «Транспортная безопасность». Специалисты компании принимали участие в проектировании и строительстве Терминала 2 Международного аэропорта Казань в 2004—2005 гг. В проекте модернизации аэропорта успешное сотрудничество было решено продолжить.

 

Ход проекта

Специалисты ООО «Параллакс» взяли на себя разработку технического задания и проектной документации на весь комплекс информационно-технических систем Международного аэропорта Казань. Разработанная документация была согласована со всеми службами аэропорта и государственными контролирующими органами. В ходе исполнения проекта ряд решений верхнего уровня неоднократно подвергался существенным изменениям — к примеру, вопрос об установке на объекте телетрапов для посадки в воздушное судно. Все эти изменения выливались в масштабные переделки всего комплекта проектной документации, однако специалисты справились с этими сложностями, не нарушив сроки сдачи проекта.

 

В начале проекта основным инвестором выступила болгарская инвестиционно-управляющая компания, но на этапе реализации стали происходить задержки финансирования, что поставило проект на грань срыва. Руководство Республики Татарстан приняло решение сменить инвестора и продолжить финансирование из республиканского бюджета. Генеральным проектировщиком стало ОАО «Казанский Гипронииавиапром», а генеральным подрядчиком – турецкая компания Monotek.

 

Несмотря на сложную конфигурацию управления и организационные сложности, связанные со сменой инвестора и генерального проектировщика, специалисты ООО «Параллакс» работали непрерывно, соблюдая сроки и поддерживая требуемый уровень качества исполнения работ.

 

Расширение проекта

Для обслуживания международных рейсов в новом терминале предстояло открыть воздушный пункт пропуска через государственную границу. ­В этой части проекта, заказчиком которого выступило ФГКУ «Росгранстрой», компания «Параллакс» выступила в качестве разработчика и реализатора. Главный вызов состоял в том, чтобы эффективно увязать между собой ведомственные требования организаций, совместно эксплуатирующих ВПП — Пограничной службы ФСБ России, Федеральной таможенной службы, Роспотребнадзора, Россельхознадзора и других — к системам связи, безопасности и обеспечения рабочих процессов. Согласование соответствующих разделов проекта проводилось на трёх уровнях ведомственного управления — территориальном (Казань), региональном (Саратов, Самара, Нижний Новгород) и федеральном (Москва).

 

Спроектированные и внедрённые специалистами ООО «Параллакс» технические решения:

  Системы безопасности Противопожарные системы Системы связи Слаботочные системы обеспечения рабочих процессов 
Терминал 2 ✎ 🛠(2004)
Терминал 1А * ✎ 🛠(2009—2012) ✎ (2009-2011) ✎ 🛠(2009—2012) ✎ 🛠(2009—2012)
Воздушный пункт пропуска в Терминале 1А * ✎ 🛠(2009—2012) ✎ 🛠(2009—2012) ✎ 🛠(2009—2012)
Терминал 1* ✎ 🛠(2012-2013) ✎ 🛠(2012-2013) ✎ 🛠(2012-2013) ✎ 🛠(2012-2013)
Воздушный пункт пропуска в Терминале 1* ✎ 🛠(2012—2013) ✎ 🛠(2012—2013) ✎ 🛠(2012—2013)
Периметр аэропорта. Технические средства охраны* ✎ (2011)
Контрольно-диспетчерский пункт * ✎ 🛠(2012—2013) ✎ (2012) ✎ (2012) ✎ (2012)

✎ проектирование

🛠 реализация

* разработка и согласование технических заданий

 

Сложности, возникшие во время исполнения проекта

— Часть системы, спроектированная зарубежными специалистами, не была адаптирована к российской нормативной базе. Для решения этого вопроса пришлось обращаться напрямую к производителям. В частности, разработчики компании Honeywell были поставлены перед необходимостью частичной переделки программного обеспечения противопожарной системы.

— В ряде технологических помещений (серверные, кроссовые) проектная документация на строительство не предполагала капитальных стен и перекрытий. Потребовалось оперативное проектирование, изготовление и монтаж несущих конструктивных элементов, обеспечивающих надлежащее крепление элементов системы автоматического пожаротушения.

— Модернизация сети телефонной связи должна была быть проведена при полном сохранении работоспособности существующего сегмента телефонной сети. Основная сложность перевода объекта на новую систему связи состояла в сопряжении новой АТС с существующей АТС другого производителя в составе единой сети.

— Разработанные иностранным проектировщиком ключевые архитектурно-строительные решения, реализованные при строительстве Терминала 1А аэропорта, не соответствовали требованиям, предъявляемым к служебным помещениям Пограничной службы ФСБ России. Подобные проблемы, возникшие в ряде крупнейших аэропортов страны, были решены за счёт выноса помещений ПС ФСБ из пассажирских терминалов в отдельные здания. Для заказчика такое развитие ситуации являлось нежелательным.

 

Результаты проекта и выгоды заказчика

— Технически обоснованный и экономически оптимизированный выбор системных решений и компонентов для всего комплекса решаемых на объекте задач.

— Устойчивая и надёжная работа всех систем на объекте.

— Высокое качество исполнения работ, техническое сопровождение и гарантийное обслуживание со стороны исполнителя.

— Высокая квалификация специалистов, дружественный подход и внимание к нуждам заказчика, знание отраслевой специфики и ведомственных особенностей организаций-пользователей систем.

— Благодаря совместной работе специалистов ООО «Параллакс» и ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» с представителями ФСБ России, в аэропорту удалось создать воздушный пункт пропуска, соответствующий всем ведомственным требованиям и при этом не требующий выноса ВПП в отдельное здание. Некоторые решения, разработанные в ходе этого сотрудничества, явились уникальными и согласовывались на федеральном уровне.

 

Перспективное развитие проекта

В настоящий момент в Международном аэропорту Казань ведутся работы по созданию единого ситуационного центра, в который будут поступать данные из всех систем безопасности объекта, охватывающих пассажирские и грузовой терминалы, железнодорожную станцию пригородного сообщения «Аэроэкспресс» и периметр объекта. Центр призван обеспечить своевременное принятие мер реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и инцидентов, а также передачу необходимой информации в оперативные службы правоохранительных органов. Решения, разработанные специалистами ООО «Параллакс» в ходе проектирования ситуационного центра, позволят по мере роста объекта интегрировать в общую систему новые терминалы. В перспективе расширения аэропорта к Чемпионату мира по футболу 2018 года это, несомненно, окажется полезным и востребованным.
3 4

 

Мы прекрасно сработались с командой ООО «Параллакс», выполнившей колоссальный объём работ на нашем объекте. И, конечно, очень важным здесь явилось знание специалистами компании специфики деятельности аэропортов и способность вникнуть во все тонкости рабочих процессов и взаимоотношений различных служб на объекте. Системы, установленные и интегрированные ООО «Параллакс» в нашем аэропорту, работают надёжно и без сбоев. Это сотрудничество принесло пользу обеим сторонам.

Алексей Старостин,

Генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Казань»

 

 

Международный аэропорт Казань — один из самых удобных и продуманных с точки зрения организации работы и технического оснащения объектов такого рода. С точки зрения специфики нашей службы, здесь учтено практически всё. Этому способствовало плотное и продуктивное общение представителей нашего ведомства с системными интеграторами — компанией «Параллакс». Они приложили максимум усилий к тому, чтобы наша работа стала максимально удобной и эффективной.

Олег Тарабрин,

Начальник Контрольно-пропускного пункта «Казань-аэропорт»?Пограничной службы ФСБ России
Компания Параллакс на протяжении многих лет успешно сотрудничает с ОАО «Международный аэропорт «Казань».